25.05.2019

В Минске подвели итоги проекта 

"Гуманные альтернативы экспериментам на животных"

В современном мире проблема использования животных в экспериментах стоит довольно остро. Ежегодно более 100 млн животных погибает в лабораториях мира от рук исследователей.

 

65% от общего числа позвоночных животных используется в медицине, 26% приходится на фундаментальные  научные исследования, 8% – на тестирование косметики и др. продукции, 1% – на образование.

В настоящее время существует около 250 видов животных, которых используют в экспериментах. Основной процент от всех лабораторных животных, а именно 80–85% приходится на мышей и крыс. Остальную часть занимают другие виды животных: кролики, морские свинки, хомяки, обезьяны, кошки, собаки и т.д.

Некоторых специально выращивают в вивариях, других отлавливают в естественной среде обитания. При этом ученые сами до сих пор сомневаются в целесообразности проведения опытов на животных, так как результаты их нельзя с полной уверенностью перенести на человека, хотя по строению мы с животными довольно схожи.

С целью просвещения населения Беларуси по проблеме использования животных в экспериментах и необходимости более широкого применения гуманных альтернатив Центр этичного отношения к природе инициировал проект «Гуманные альтернативы экспериментам на животных».

 

Данный проект был реализован нашим Центром в 2018-2019 гг. при поддержке Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова БГУ, Международной ассоциации против болезненных экспериментов на животных (IAAPEA, Великобритания), имеющей консультативный статус при ООН,  Международной сети за гуманное образование (InterNICHE, Великобритания), косметической компании LUSH (Великобритания) и общественной организации «Врачи против экспериментов на животных» (DAAE, Германия).

Проект предполагал реализацию следующих этапов:

- разработка программы учебного модуля «Гуманные альтернативы экспериментам на животных в науке и образовании» и ее реализация на базе учреждений образования Республики Беларусь;

- проведение онлайн-викторины по биоэтике;

- организация конкурса творческих работ «190 слов в защиту подопытных животных»;

- проведение анкетирования со старшеклассниками;

- публикация сборника «190 слов в защиту подопытных животных»

Учебный модуль «Альтернативы экспериментам на животных в науке и образовании»

 

Целевая аудитория: учащиеся старших классов химико-биологического профиля, обучающиеся в гимназиях, школах, лицеях, учреждениях дополнительного образования Республики Беларусь.

Программа модуля включала в себя проведение 3-х уроков по темам:

 

- Глобальная биоэтика в современном мире

- Проблема использования животных в экспериментах

- Гуманные альтернативы экспериментам на животных в образовании

2 урока мы провели на базе учреждений образования и 1 урок был проведен педагогами дистанционно.

Онлайн-викторина по биоэтике

 

К участию в онлайн-викторине были привлечены учащиеся, которые прошли обучение по модулю. Основная цель викторины: закрепление и систематизация полученных знаний, а также развитие критического мышления учащихся.

Вопросы викторины были разделены на 3 блока в соответствии с темами, изучаемыми учащимися в рамках модуля. Каждый блок включал в себя 8 тестовых задания и 2 задачи, которые представляли собой анализ казусных ситуаций.
 

Победители онлайн-викторины по биоэтике

 

Диплом I степени:

Годунова Полина, ГУО «Средняя школа № 10 имени С. Ф. Рубанова г. Слуцка», педагог: Сечко Александр Николаевич

Горбачевская Виктория, ГУО «Средняя школа № 2 г. Дубровно», педагог: Трутко Ольга Леонидовна

Дипломы II степени:

Климук Ксения, ГУО «Средняя школа № 8 г. Кобрина», педагог: Черник Ольга Витальевна

Мисник Лада, ГУО «Боровская средняя школа Лепельского района», педагог: Тухто Елена Александровна

Тухто Кирилл, ГУО «Боровская средняя школа Лепельского района», педагог: Тухто Елена Александровна

Тарасевич Анастасия, ГУО «Средняя школа № 12 г. Гродно», педагог: Ритус Татьяна Олеговна

Дипломы III степени:

Бричковский Алексей, ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка», педагог: Мацко Нина Александровна

Бузук Виктория, ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка», педагог: Муриченкова Александра Владимировна

Похвальные отзывы вручены 20-ти участникам онлайн-викторины! Поздравляем всех победителей!

Результаты онлайн-викторины представлены здесь: http://bit.do/eR7RD

Республиканский конкурс творческих творческих работ «190 слов в защиту подопытных животных»

 

В рамках проекта нашим Центром также был организован конкурс творческих работ, который включал в себя 4 номинации: «Плакат», «Рисунок», «Эссе/рассказ», «Стихотворение». Цель конкурса: пробудить милосердие и сострадание к братьям нашим меньшим.

Победители конкурса творческих работ

Номинация «Плакат»

 

Диплом I степени:

 

«Сделай свой выбор»

Макар Марта, ГУО «Средняя школа № 12 г. Гродно», педагог: Ритус Татьяна Олеговна

Диплом II степени:

 

«Хватит экспериментов»

Соболь Дарья, ГУО «Гимназия г. Щучина», педагог: Шейгеревич Валентина Ивановна

Дипломы III степени:

 

«Риторический вопрос»

Рисник Дарья, ГУО «Боровская средняя школа Лепельского района», педагог: Тухто Елена Александровна

Участники конкурса

«Не поддерживайте жестокость!»

 

Тарасевич Анастасия, ГУО «Средняя школа № 12 г. Гродно», педагог: Ритус Татьяна Олеговна

Похвальные отзывы:
 

«Мы против опытов над животными»

Цибирова Карина и Клецкова Валерия, ГУО «Средняя школа № 2 г. Дубровно», педагог: Трутко Ольга Леонидовна

«Равноправное сотрудничество»

Шинкевич Алина и Горбачевская Виктория, ГУО «Средняя школа № 2 г. Дубровно», педагог: Трутко Ольга Леонидовна

«Защитим животных!»

Гнидко Виктория, ГУО «Средняя школа № 12  г. Гродно», педагог: Ритус Татьяна Олеговна

«Я против вивисекции!»

Голушко Дарья, ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка», педагог: Мацко Нина Александровна

«Нет опытам над животными»

Василькова Карина, ГУО «Средняя школа № 2 г. Дубровно», педагог: Трутко Ольга Леонидовна

«Мы против экспериментов»

Марачёва Алёна и Галех Елизавета, ГУО «Средняя школа № 2 г. Дубровно», педагог: Трутко Ольга Леонидовна

«Не забирайте то, что Вам не принадлежит»

Мороз Анна, ГУО «Гимназия № 1 г. Новогрудка», педагог: Новик Светлана Васильевна

Номинация «Рисунок»

 

Диплом I степени:
 

«Судьба животных»

Шашкина Валерия и Шимагомедова Елизавета, ГУО «Средняя школа № 2  г. Дубровно», педагог: Трутко Ольга Леонидовна

Дипломы II степени:

 

«Страх или смирение?»

Герасимук Ангелина, ГУО «Детский сад - средняя школа № 4 г. Кобрина», педагог: Гиберт Татьяна Петровна

«Без названия»

 

Куровская Дарья и Чехунова Мария, ГУО «Средняя школа № 1 г. Щучина», педагог: Балобан Ольга Владимировна

«И ребенку понятно ... »

 

Мисник Лада, ГУО «Боровская средняя школа Лепельского района», педагог: Тухто Елена Александровна

Диплом III степени:

 

«Альтернатива существует!!!»

Матуш Вероника, ГУО «Средняя школа № 4 г. Новогрудка», педагог: Николаева Ирина Вячеславовна

Похвальный отзыв:

 

«Защитим животных вместе»


Царёва Анна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Дубровно», педагог: Трутко Ольга Леонидовна

Номинация «Эссе/Рассказ»

 

Диплом I степени:

 

«Письмо учёному ... »

Макарчик Анастасия, ГУО «Козловщинская средняя школа», педагог: Буяк Тамара Александровна

Дипломы II степени:

 

«Что чувствуют лабораторные животные?»

Богомаева Диана, ГУО «Гимназия № 7 г. Гродно», педагог: Каравайчик Людмила Дмитриевна

«Сновидение»

Обуховская Мария, ГУО «Хабовичская средняя школа», педагог: Демосюк Надежда Ивановна

Диплом III степени:

 

«Гуманность в современном мире»

Вырвич Дарья, ГУО «Средняя школа № 7 г. Бреста», педагог: Речихина Наталья Сергеевна

Похвальные отзывы:
 

«Действительно ли нужны эксперименты над животными?»

Головаченко Сергей, ГУО «Средняя школа № 9 г. Бреста», педагог: Бородей Светлана Сергеевна

«Слова в защиту животных»

Дементьева Дарья, ГУО «Средняя школа № 2 г. Дубровно», педагог: Трутко Ольга Леонидовна

«190 слов в защиту подопытных животных»

Дешук Егор, ГУО «Средняя школа № 4 г. Новогрудка», педагог: Николаева Ирина Вячеславовна

«Страданиям братьев наших меньших - нет!»

Кучук Полина, ГУО «Средняя школа № 4 г. Новогрудка», педагог: Николаева Ирина Вячеславовна

«Мы можем все изменить!»

Савкина Алёна, ГУО «Гимназия № 7 г. Гродно», педагог: Каравайчик Людмила Дмитриевна

«Человек – часть животного мира»

Ходун Анна, ГУО «Гимназия г. Кобрина», педагог: Писарук Вероника Геннадьевна

«Без названия»

Трахимчик Анастасия, ГУО «Гимназия г. Щучина», педагог: Шейгеревич Валентина Ивановна

«Мы живём за счёт смерти других»

Шмигеро Дарья, ГУО «Средняя школа № 1 г. Щучина», педагог: Балобан Ольга Владимировна

Номинация «Стихотворение»

 

Диплом I степени:

 

«Я хочу обратиться к тем…»

Лагодич Дана, ГУО «Средняя школа № 5 г. Бреста», педагог: Козич Татьяна Викторовна

Дипломы II степени:

 

«В руках человека … »

Бриштен Дмитрий, ГУО «Повитьевский детский сад - средняя школа», педагог: Волощук Людмила Юрьевна

«Обращение»

Леждей Маргарита, ГУО «Козловщинская средняя школа», педагог: Буяк Тамара Александровна

Диплом III степени:

 

«Скажите «Нет» экспериментам на животных»

Мойсейчик Алина, ГУО «Средняя школа № 10 им. С. Ф. Рубанова г. Слуцка», педагог: Сечко Александр Николаевич

Похвальные отзывы:
 

«Биоэтика»

Белогур Евгения, ГУО «Гимназия № 1 г. Новогрудка», педагог: Новик Светлана Васильевна

«В защиту подопытных животных»

Дулько Юлия, ГУО «Средняя школа № 9 г. Бреста», педагог: Бородей Светлана Сергеевна

«Спасите наши души»

Котикова Анастасия, ГУО «Средняя школа № 2 г. Дубровно», педагог: Трутко Ольга Леонидовна

 

Результаты конкурса творческих работ представлены здесь: http://bit.do/eR7RP

Широкое освещение в СМИ проблемы использования животных в экспериментах

 

Для информирования широкой общественности по проблеме использования животных в экспериментах был проведен ряд мероприятий:


- освещение событий проекта на сайтах всех учреждений образования, участвующих в нашем проекте;

- публикации в республиканских и местных СМИ: журналах, газетах, онлайн-источниках;

- 2 раза в неделю в социальных сетях ВК, ФБ, ОК выходят рубрики «Эксперименты» и «Гуманные альтернативы»;

- в социальной сети ВК создана страница проекта «Гуманные альтернативы экспериментам на животных»

Результаты проекта:

Мы получили огромный отклик со стороны учреждений образования нашей Республики: в проекте приняло участие 54 учебных заведения из 4-х областей Беларуси, на базе которых мы провели наш учебный модуль, 109 учащихся приняло участие в онлайн-викторине. Мы получили более 80 творческих работ на конкурс. 

Результаты, которых мы сами не ожидали:


На сайте СШ №39 Гродно появился специальный раздел «Биоэтика».

Педагоги из СШ №2 г. Дубровно и Гимназии г. Щучина инициировали привлечение учащихся к  научно-исследовательской деятельности по теме альтернатив экспериментам на животных.

Анкетирование со школьниками и изучение общественного мнения

В рамках проекта в 2019 г. мы провели со школьниками анкетирование. Целью анкетирования явилось изучение общественного мнения относительно проблемы использования животных в экспериментах. Всего в анкетировании приняло участие 460 человек.

Проведенный опрос показал, что 33,5% респондентов считают эксперименты на животных бессмысленными, а их результаты нерелевантными при переносе на человека. При этом 15,4% считают, что такие эксперименты необходимы и мы не можем без них обойтись. 33,5% ответили, что никогда не задумывались об этом ранее и 17,6% опрошенных дали свои варианты ответа, наиболее популярными  среди которых были: «опыты на животных необходимы только в крайнем случае», «эксперименты на животных нужны для тестирования лекарств» и «эксперименты на животных допустимы, но количество их должно быть сокращено».

Что касается проблемы использования животных в образовании, то подавляющее большинство опрошенных школьников (62,5%) считают, что это негуманно по отношению к животным. 12,1% респондентов считают эксперимент на животных в образовании необходимым этапом при обучении студентов, 19,1% затруднились ответить и 6,3% дали свои варианты ответа: «опыты на животных необходимы только в крайнем случае», «эксперименты на животных нужны для обучения, но только гуманные» и «эксперименты на животных допустимы, но в небольших количествах».

 

Таким образом, абсолютное большинство школьников высказалось негативно в отношении использования лабораторных животных в учебном процессе.

Заключительное мероприятие проекта и торжественная церемония награждения победителей

18 мая 2019 года в Минске в конференц-зале Научной библиотеки БНТУ состоялось заключительное мероприятие проекта. Первая часть мероприятия началась с приветственного слова его организаторов: директора Центра этичного отношения к природе Людмилы Михайловны Логиновской и заведующей отделом гуманитарно-просветительской работы Натальи Павловны Мельник. Далее присутствующие заслушали интересные выступления приглашенных гостей: профессора МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ, регионального эксперта ЮНЕСКО по биоэтике Татьяны Викторовны Мишаткиной, научного сотрудника НИЛ БелМАПО Татьяны Владимировны Глинкиной, представителя Международной сети за гуманное образование ИнтерНИЧ в странах СНГ Дмитрия Анатольевича Лепорского. 

2-я часть мероприятия была посвящена награждению победителей онлайн-викторины по биоэтике и конкурса творческих работ дипломами и ценными призами. 

Лучшие творческие работы будут опубликованы в сборнике «190 слов в защиту подопытных животных», который выйдет в июне 2019 г. 

Наведите курсор на картинку, чтобы посмотреть подробный фотоотчет

1/27

И напоследок хотелось бы привести цитату из письма генерального секретаря Международной ассоциации против болезненных экспериментов на животных:

 

«... Образование так важно. Ведь сегодняшние дети - это будущие борцы за права животных, которые помогут нам впоследствии положить конец жестоким экспериментам».  

 

                                                                                                                            -- Брайн Ганн, IAAPEA

Автор статьи:  ECOETIKA.BY